В Студии
1
1
2
3
Блок материалов, представленный в этом разделе, посвящен нашему дому – «Студии новой музыки», ансамблю, внутри которого сперва родился первый в России Центр современной музыки, затем первая профильная кафедра в Московской консерватории, наконец, в котором родилась команда, работающая над этим альманахом.
Представляя в других рубриках издания срез российской современной музыки и ее международную панораму, здесь мы приглашаем в наш «дом-студию» и стремимся показать, чем живет наша команда, какими проектами мы занимаемся и почему именно их и именно сейчас нам кажется важным делать.
Карты, ноты, два холста: AZ/ARTные игры
О концертах Студии новой музыки в рамках проекта «Неочевидные пересечения»
Сергей
Терентьев
Сергей Терентьев
Куратор концертных программ Фонда Николая Каретникова, музыковед, композитор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской консерватории; основатель, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Terminus; автор музыковедческих работ и публикаций в СМИ о творчестве современных российских композиторов.
Сергей
Терентьев
Проект «Неочевидные пересечения»1 нового Центра современного искусства AZ/ART, подготовленный совместно с Фондом композитора Николая Каретникова, был посвящен искусству нонконформистов. Выбранный «диффузный» формат, представляющий собой триаду из музейно-выставочного проекта, цикла концертов2 и параллельного цикла кинопоказов «За кадром»3, был не случаен. Как и неслучаен подзаголовок «Посвящение искусству нонконформистов. Интермедиальные антифоны».

В рамках проекта был представлен субъективный взгляд на возможные точки сближения, общность творческих методов, художественных средств, образного ряда и сюжетов произведений советских неофициальных художников и композиторов второй половины XX века. Кураторы стремились показать объемную панораму интермедиальных пересечений внутри Второго авангарда, подчеркнуть парадоксальность очевидных и неочевидных связей каждого сопоставления музыки с предметами изобразительного искусства и вовлечь зрителей/слушателей в соучастие, довоплощение замысла творцов. Сочинения композиторов в этом проекте не являлись иллюстрациями к работам художников, также как объекты, живопись и графика не рассматривались в качестве визуализации музыкальных произведений. В проекте намечены некоторые отправные точки, которые могут стать ориентирами для дальнейшего погружения в междисциплинарный дискурс советского неофициального искусства.
На время проекта пространство ЦСИ AZ/ART было разделено на две части. В одной находилась основная экспозиция работ десяти художников, формирующая ряды параллелей и интермедиальных пересечений с творчеством композиторов — шестидесятников и нонконформистов старшего поколения. Во второй части — Музыкальном зале — каждую неделю проходили камерные концерты4, которые открывали выставки авторов основной экспозиции. Таким образом, обе части пространства формировали интермедиальные/междисциплинарные «антифоны».
Создавая проект, кураторы сделали акцент на концертно-исследовательском формате, который работал по принципу увеличительного стекла. Его суть заключалась в более детальном знакомстве с творчеством разных художников, более глубоком погружении в контекст за счет сопоставления картин с музыкой ХХ века и в некоторых случаях за счет выстраивания параллелей с полотнами других авторов, наиболее близких, по мнению кураторов, работам экспонируемых художников. Контекст концертного цикла также был расширен. Программы включали не только произведения композиторов-шестидесятников, но и музыку Старого и Нового Света разных периодов и направлений ХХ века.
Художники основной экспозиции:
Юрий Злотников,
Валентина Кропивницкая,
Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова,
Евгений Михнов-Войтенко,
Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Олег Целков, Михаил Шварцман.
Расширительный контекст концертных программ:
Композиторы Первого авангарда, Новой венской школы,
Второй волны западного авангарда, американского авангарда 1950-х,
Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович и др.

Основные композиторы проекта:
Андрей Волконский, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Николай Каретников, Валентин Сильвестров,
Сергей Слонимский, Виктор Суслин,
Борис Тищенко, Галина Уствольская, Альфред Шнитке.
Фото: Артём Ендриевский
За рамками цикла в качестве эпиграфа-приглашения к междисциплинарному диалогу состоялась выставка работ художников-нонконформистов из коллекции Музея AZ, демонстрировавшая «генетическую» связь между Первым и Вторым авангардом5. Музыкальная часть на концерте-открытии была представлена хрестоматийным произведением Гавриила Попова (1904–1972) — Септетом6. Его исполнил ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением заслуженного артиста России Игоря Дронова. Важной преамбулой к выступлению, как и к последующим программам ансамбля, стало вступительное слово Фёдора Софронова — музыковеда и композитора, научного сотрудника Центра современной музыки Московской консерватории. Подобные блиц-экскурсы с доступной подачей уже давно стали неотъемлемой практикой в музейно-выставочных пространствах.
Ниже пойдет речь о наполнении концертных программ с участием «Студии новой музыки», о том, какие смыслы артикулировали в них кураторы и какие «чертоги» предложили достраивать у себя в голове посетителям.
Фото: Артём Ендриевский
26 июня прошел первый концерт «Музыка сфер», породнивший живопись Лидии Мастерковой с сочинениями Софии Губайдулиной и Галины Уствольской.
В Музыкальном зале были представлены работы из серии «Посвящение Цветаевой» в удивительном — космическом и философском — диалоге с произведениями двух выдающихся женщин-композиторов второй половины ХХ века. Для каждой из них творчество было способом выразить нечто божественное, ощутить дыхание космоса и вибр ации Вселенной.
Работы Мастерковой музыкальны по своей сути. Не даром поэт и ее друг Всеволод Некрасов говорил: «Лида Мастеркова пишет оркестрово». Она ставит знак равенства между живописью и композицией, а в своих круговых, «планетных» работах приходит к ощущению «музыки сфер».
Композиции Уствольской и Губайдулиной тоже словно возникают из самой Вселенной: музыка рождается из божественного начала в результате откровения, при этом творческий акт композитора сопоставим с действием демиурга.
Общее можно найти даже в портретах Мастерковой, Уствольской и Губайдулиной: очевидны сходства в силе их личностей, в направлении их творческих маршрутов, в нескончаемом духовном поиске, который безошибочно ощущается при соприкосновении с их работами.
Евгений Михнов-Войтенко, «Композиция», конец 1950-х – начало 1960-х годов
Третий по счету концерт «Конкреции и серии» (10 июля) объединил работы Евгения Михнова-Войтенко и важнейшие музыкальные открытия ХХ века.
Ленинградский художник, чье творчество буквально пронизано музыкальностью, называл свою живопись «событийной и конкретной». Это позволило сопоставить ее с образцами западноевропейской конкретной музыки — композициями, которые создаются с помощью записи, преобразования и смешения различных звуков.
Также в рамках программы проводились параллели между изобразительным искусством Михнова-Войтенко и единичным обращением композитора Бориса Тищенко к концепции музыкального структурализма.
Додекафонию7 в этом концерте кураторы рассмотрели как на макро-, так и на микроуровне, представив множество примеров ее применения: от опытов представителей Нововенской школы и ее основателя Арнольда Шёнберга до экспериментов Николая Каретникова; от почти математической серийности и сериальности неповторяющихся звуков до проявления свободной фантазии внутри их ряда.
У опытов в области серийной додекафонии существует тонкая связь с «сериями» Михнова-Войтенко, что точно подметили кураторы. Однако в особой «серийности» художника, по сути, не существует вариаций — «каждый раз все происходит с самого начала». Работы могут вторить друг другу, но каждая из них создана «в другом регистре — другой тональности».
Юрий Злотников, из серии «Преодоление», 1980-е годы
В концерте № 5 «Сигнальные системы» (24 июля) кураторы сосредоточились на ритмических и знаковых импульсах, лежащих в основе музыкального и визуального искусств. Посетителям предлагалось посмотреть на ритм как на древнюю сигнальную систему, многозначный праязык. Художниками концерта стали Юрий Злотников и Борис Турецкий. Программа была составлена из произведений, где композиторы-авангардисты сконцентрировались на создании «ударного» саунда, построении уникальных «сигнальных систем» и «ритмических конструкций». Среди них были пьесы Эдисона Денисова «Черные облака», «Лучи далеких звезд» и «Возникновения и исчезновения»; Соната для ударных (первая часть) Софии Губайдулиной; композиция «Таинственные соплеменники» Бориса Тищенко.
Фото: Артём Ендриевский
Предпоследним в цикле «Неочевидные пересечения» стал концерт под номером девять (21 августа) — Homo ludens или «Человек играющий».
Нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга в своем фундаментальном труде8 утверждал: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя».
Не удивительно, что игра стала важной темой в искусстве. Задействуя работы Владимира Немухина и музыкальные композиции, кураторы выстроили сложную аудиовизуальную игру и подняли тему утверждения свободы внутри правил. В концертной программе предлагалось проследить трансформацию образа «человека играющего» в разных произведениях: от «Пиковой дамы» Петра Чайковского и «Игры в карты» Игоря Стравинского до Gioco appassionato Виктора Суслина — композиции, которую скрипачи или альтисты исполняют на карточном столе по особой партитуре, написанной на 36 игральных картах.

Фото: AZ/ART
Артикулируя впечатления по результатам воплощения всех задумок завершившегося проекта «Неочевидные пересечения. Посвящение искусству нонконформистов. Интермедиальные антифоны», можно сказать следующее. Кроме того, что гости этого творческого эксперимента были вовлечены в азартный диалог искусств, наблюдался и другой эффект. Такого рода концертно-выставочные программы сближают членов арт-сообщества, вокруг «ядра» которого вращаются представители разных видов искусства — художники, композиторы, музыковеды, музыканты-исполнители, «киношники», кураторы, продюсеры и многие другие, причастные к созданию различных арт-мероприятий. Пожалуй, близкими к идеальным для подобных проектов можно считать условия современных музейных пространств — таких, как ЦСИ AZ/ART. Огромные плюсы этой площадки, находящейся под сводами исторического здания XVII века, — белая кирпичная кладка (актуально для экспонируемой живописи, графики и кинетических арт-объектов) и благоприятные акустические условия (по периметру стен развешаны акустические панели — актуально для проведения концертов): всё так устроено, чтобы зрителя/слушателя ничего не отвлекало от восприятия искусства. Не секрет, что сегодняшние галереи-мастерские и музейно-выставочные пространства находятся сейчас на гребне волны современных арт-процессов, показывая положительную динамику и предлагая изобилие «опытных образцов» в области диалога искусств.
Примечания:
1 Проходил с 20 июня по 1 сентября 2024 года.
2 Кураторы: Наталия Опалева — основатель, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART; Антон Каретников — исполнительный директор Фонда композитора Николая Каретникова; Сергей Терентьев — музыковед, куратор концертных программ.
3 Куратор: Максим Павлов.
4 В течение лета состоялась серия из десяти концертов.
5 Проводилась в Музыкальном зале в первую неделю работы ЦСИ AZ/ART.
6 Он же — Камерная симфония, 1927.
7 Метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного первоисточника — последовательности 12 звуков хроматической гаммы.
8 Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.