Мне кажется, что нет каких-то единых корней, как нет и явных школ, догм и т.д. Сегодняшняя картина, как ни странно, все еще видится мне многополярной. И авторы, в том числе отечественные, неизбежно ощущают флюиды самых разных течений и направлений. Думаю, однако, что голова среднестатистического российского автора больше повернута в сторону Европы, что абсолютно естественно (прежде всего с точки зрения самой истории культуры). Я не верю в идею «особого пути», какой-то обособленности. Нечто особенное (и особое) способно возникнуть только в контексте, даже если он (этот контекст) отрицается.

***

Последние годы демонстрируют абсолютно контрастные вещи. С одной стороны, очевидны тенденции сворачивания многих проектов, связанных не только с новой музыкой, шире  с искусством (театральным, литературным). И  действительно ярких инициатив недавнего прошлого сегодня воспринимаются своеобразными кометами, оставившими хвост воспоминаний. Но, как писал Д. А. Пригов: «А природа снова вечна  // Что назойливей  не ясно: // Люд сменявшийся беспечно // Иль природы постоянство». Поэтому как ни  затаптывай цветы, все равно будут новые. И за последние годы на сцене современной музыки возникло очень много молодых музыкантов, которые, несомненно, привнесут много нового и  интересного (и уже делают это). Появились новые программы поддержки, более активно живет Союз композиторов. Энергично продолжают свою деятельность такие ведущие коллективы, как МАСМ и Студия, производя на свет все новые концертные и образовательные проекты. Наконец, родились интересные молодые ансамбли, популяризирующие актуальную музыку (причем не только в столице, но и в регионах страны). Возросла роль частных инициатив, поддерживающих материально современных композиторов. Все это радует и дает надежду. К сожалению, я не  всегда записываю количество исполнений собственной музыки. По ощущениям кажется, что она стала звучать чаще. За последние годы мне повезло также получить несколько заказов, чего ранее не бывало.

***

Несмотря на различные позитивные начинания, в целом современная музыка имеет по-прежнему недостаточный выход к слушателю. В Москве эта проблема, возможно, стоит не столь остро. В регионах, даже в их центрах удельный вес исполнений новых сочинений все еще очень низкий. Это касается и музыки второй половины прошлого века, и музыки нового тысячелетия. Конечно, в условиях рынка, все измеряется рублем. Но те же проекты московской филармонии последнего времени показывают возможный успех и заинтересованность публики. Необходимо продолжать образовательные истории, причем направленные не только на композиторов, исполнителей, но и на руководителей различных институций  менеджеров филармоний, театров (музыкальных и драматических), музеев и т.д. Важна нормализация процесса. Где-то я читал, что всего около 2% общества латентно заинтересованы областью современного искусства. Если пересчитать этот, казалось бы, небольшой показатель, выйдет довольно приличное количество людей. А в больших городах  это внушительные числа. Одна из необходимых задач  выявить этих людей. Тогда, есть надежда, дирекции организаций не будут косо смотреть на новую музыку, воспринимать ее как на нечто маргинальное.

***

Очень заманчиво было бы заглянуть в будущее, но я не могу этого сделать. Перспективы весьма туманны и зависят они, увы, не всегда от музыкантских устремлений. Если же  говорить о стилевых направленностях, то десятилетие не  такая уж большая дистанция. И многие мейнстримные явления все еще сохранят свои позиции. Конечно возникнут и новые тенденции. Еще одно-два десятилетий назад в России был бум на создание новых опер. Последние же годы много интересных балетов и танцевальных проектов. Думаю, что и иные классические жанры и формы будут пересмотрены и мы увидим немало интригующего.


Марк Булошников
композитор, музыковед, пианист