тема номера
1
от редакции:
комментарии:
точки.Линии.Координаты.
Деятели современной музыки отвечают на вопросы
Точки. Линии. Координаты.
Шеф-редактор Федор Софронов (с) Даниил Еремин
Музыка, и особенно музыка современная, принципиально не поддается исчерпывающей нотации. Ведь в каждой партитуре все фиксировано в строках, и одновременно все — между строк. Она всегда оставляет исполнителю и слушателю поле для интерпретаций.
«Конец времени композиторов», если он и был, давно позади; история движется вперед,
и, нравится нам или нет, она еще не окончена — и мы полагаем, что как раз сейчас настало время слышать. Ведь современная музыка позволяет слышать время. Задача идеального слушателя — не находиться под обаянием мелодии солиста или унисона первых скрипок, но обнаруживать и осознавать произведение во всей его объемной сложности, включая нестандартные звуковые объекты, электронику на сверхнизких и обертоны на сверхвысоких частотах, оттенки полу- и четвертитоновых звукорядов. Музыка наиболее абстрактное из искусств, и навык слушательской интерпретации — слышания — сам по себе стал искусством.

Чтобы сориентироваться в современном звуковом ландшафте, часто слишком громком, чтобы что-либо рас-слышать, в первом номере журнала мы попытаемся очертить точки, провести линии и обозначить координаты. Каким слышат и видят наше музыкальное настоящее российские композиторы, музыковеды и кураторы; чем живут музыкальные сообщества других стран; кто те профессионалы, которые делают новую музыку слышимой.
Наш альманах продолжает традиции журнала «Трибуна современной музыки» (2006−2009) и интернет-платформы Strainsky. online (2017−2022), в частности, на наших страницах продолжится проект «Стравинского», призванный составить портрет старшего поколения — развернутые беседы молодых музыковедов и критиков с мэтрами современной музыки, родившимися в первой половине ХХ века. Это пока не написанная живая история, находки и ошибки которой еще предстоит осмыслить.

Перефразируя известное выражение, можно констатировать: музыка — искусство невозможного. И надеемся, что у наших читателей всегда найдётся время слышать.
Фёдор Софронов
Эдисон Денисов и Пьер Булез
(с) Даниил Ерёмин
Эдисон Денисов, Юрий Каспаров, Леонид Грабовский, Виктор Екимовский
(с) Даниил Ерёмин
Дирижер Игорь Дронов, ансамбль солистов «Студия новой музыки» и Борис Юргенсон
(с) Даниил Ерёмин
Дмитрий Курляндский, Сергей Невский и Фёдор Софронов
(с) Даниил Ерёмин
шеф-редактор
комментарии

  • Что питает новую музыку в России и формирует ее «корневую систему»?
  • Что изменилось в музыке и в музыкальном социуме за последние годы?
  • Насколько эти изменения отразились на Вас и Вашей музыке?
  • Чего, по Вашему мнению, не хватает нашей среде в данный момент?
  • Какие задачи мы можем перед собой ставить как сообщество, чтобы преодолеть существующие проблемы?
  • Как будет звучать музыка через 10-15 лет?

Предлагаем познакомиться с этими ответами и составить представление о статус-кво музыкальной жизни и ее перспективах вместе с нами.
Чтобы более полно раскрыть тему альманаха, мы решили обозначить «Точки. Линии. Координаты» коллективными усилиями и попросили деятелей современной музыки в свободной форме ответить на такие вопросы: