Новую музыку в России формирует все еще система консерваторского образования. Большинство композиторов приходят в профессию через нее, но поскольку композитор это не только профессия, ремесло, но и призвание, то питает новую музыку сама жизнь, которая стремительно меняется, те возможности, которые она дает, а также общение с единомышленниками.

***

За 10 лет композиторы попробовали многое, от чего-то успели отказаться, что-то стало привычным. Публика смелее слушает новую музыку. Это все еще заповедная для многих территория, но тех, кто хочет и пробует на нее заходить стало гораздо больше. Благодаря фестивалям и проектам (таким, как «Ноты и квоты»), новая музыка звучит в разных городах и стала заметной частью культурной жизни.

***

Привычка иметь доступ к регулярным исполнениям новой музыки побудила меня проверять, что происходит в этой сфере в каждом городе, где я оказываюсь. Когда вижу пустоту, хочется начать ее заполнять. Так, мы провели две лаборатории в Красноярске. И будем делать еще, потому что у студентов в системе консерваторского образования пока нет доступа к новой музыке.

***

Мне кажется, важно укреплять горизонтальные связи внутри сообщества, поддерживать друг друга, делиться опытом, знаниями, идеями и находить точки соприкосновения с другими культурными сообществами. Думаю, что нужно больше исполнителей, умеющих играть новую музыку, и музыковедов, способных помочь публике найти с ней контакт особенно за пределами Москвы и Петербурга.

***

Как будет звучать музыка через 10-15 лет, зависит от того, какой будет жизнь. Но есть ощущение, что появится что-то принципиально новое. В каком направлении произойдет прорыв, не знаю, но верю, что те, кто сегодня только пробует сочинять, через 15 лет нас приятно удивят.
Анна фефелова
музыковед, куратор