Мне кажется, что «корневая система», питающая новую музыку в России, пока что отсутствует. Безусловно, есть «корень», но нет системности. Конечно, появляются различные проекты, но их долгосрочность оказывается под вопросом. Часто они сохраняются лишь благодаря мотивации самих композиторов, музыкантов и ансамблей. Однако в последние годы наблюдается рост интереса публики к новой музыке, в том числе среди молодого поколения, которое особенно интересуется современным искусством. И это не может не радовать. Несмотря на изменения обстоятельств в России за последние три года, в организационных структурах все постепенно меняется и, соответственно, появляются качественные, инновационные проекты в сфере новой музыки. Играют роль и государственные ресурсы, благодаря которым все чаще поддерживаются проекты, связанные с современной музыкой.

Я пока не называю это системой и больше склоняюсь к тому, что в России существуют ее зачатки в традиционном виде, как это было раньше, до 1990 года, когда основные ресурсы передавались одним и тем же организациям и проектам. В любом случае я настроен позитивно и верю, что у нас в России все будет улучшаться. Тем более за последние десятилетия российские композиторы чаще участвуют в масштабных проектах, не только в нашей стране, но и в международных проектах.

***

За последние 10 лет вырос интерес к новым медиа и появилось все больше междисциплинарных направлений, уходящих от привычных форматов концертов. Все чаще возникают проекты, связанные с новой музыкой не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, в чем, безусловно, заслуга Союза композиторов России. В сфере науки и образования по-прежнему мало внимания уделяется направлениям, связанным с новой музыкой, хотя интерес к ней безусловно выше, чем в прошлые годы.

***

В нашем сообществе не хватает, на мой взгляд, объединения различных «кругов». У авторов бывают свои личные интересы, особые подходы к пониманию и восприятию новой музыки и взаимодействию с теми, кто занимается ею. Необходимо наладить диалог, ведь его недостаток является большой потерей для развития российской музыкальной среды. Сейчас мы находимся в эпохе новых медиа, и это уникальное преимущество для создания музыкальных проектов на пересечении разных художественных и музыкальных направлений.

***

Кажется, что через 10-15 лет увеличится использование цифровых форматов, музыкальных компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Будем надеяться, что качество исполнения новой музыки будет неизменно расти, несмотря ни на что.


Мехди Хоссейни
композитор