Конкурсы и фестивали, особенно междисциплинарные, действующие сегодня в России, дают возможность современным композиторам упражняться во всех возможных жанрах и практиках. В кино и театр пробиться сложно, но стали появляться заказы от исполнителей, институций и государства, есть такие прекрасные проекты, как «Ноты и Квоты». В общем, появилось поле для самовыражения и возможность даже как-то зарабатывать себе на хлеб. Общее развитие современного искусства, междисциплинарных площадок и фестивалей — это то, что нас двигает. И, конечно, корневая система Новой музыки — образование, которое большинство действительно выдающихся композиторов все-таки получает, хотя некоторые заявляют о его ненужности.
***
Аудитория открыта к сложным кураторским рамкам для работы с музыкой, культурным наследием и контекстом. Музыка постепенно все больше вовлекается в современное искусство и в междисциплинарные исследования — дает возможность расширять аудиторию, которая готова начать слушать музыку и даже ходить на серьезные концерты. Например, мы сейчас запустили проект «Неочевидные пересечения», который изучает интермедиальные связи в искусстве Второго авангарда в новом центре современного искусства AZ/ART на Маросейке (новый проект команды Музея Анатолия Зверева в Москве).
Сегодня серьезные институции открыты к сложным концепциям и подаче материала, и многие понимают, что при этом нужно работать с прошлым XX веком. Этим занимается, в частности, Фонд Каретникова — актуализацией наследия нескольких поколений композиторов XX века, которое на самом деле еще не разгадано, не описано, не осмысленно, не отрефлексировано. Предстоит ввести в культурный обиход много музыки и работать над расширением концертного канона, менять картину мира.
***
Консервативность взглядов, недостаток наслушанности широкой публики — на Дягилевский фестиваль, например, в основном прилетают гости из Москвы и Петербурга не только по экономическим причинам — это, на мой взгляд, одна из осевых проблем культуры сегодня. Большая аудитория остановилась где-то в конце XIX, может быть, в начале XX века, и на самом деле не готова к восприятию серьезных программ, которые задействуют музыку XX века, а тем более новейшую академическую музыку.
Эта же проблема присутствует и в академическом сообществе, особенно в системе образования — кроме тонкого слоя прогрессивной профессуры и молодых практикующих концертную деятельность преподавателей, в училищах и вузах нет понимания современного контекста. Из этого проистекают все процессы: воспитание, подготовка и управление аудиторией, которая не готова не только к новой музыке, но и к сложносочиненным программам, задействующим даже музыку прошлого.
***
Я надеюсь, что в будущем у нас будут универсальные междисциплинарные площадки-трансформеры, и даже такие грандиозные, как Сфера в Лас-Вегасе, которые откроют доступ к любой музыке огромной аудитории. От старинной и архаичной до музыки слоев и высшей математики. Они откроют доступ к наследию ХХ века, которое до сих пор не реализовано адекватно замыслу в большинстве случаев. Системы репрезентации не успевают за развитием музыкального языка и сверхзадач в музыке, они почти сто лет не соответствовали идеям сверхискусства, которыми, на самом деле, пронизан весь авангард. За счет новых мультимедиа возможностей и полного погружения в переживание всеми системами чувств, идеи авангарда получат доступ к самой широкой аудитории. А вследствие, возможно, изменится отношение к музыкальному воспитанию и системе образования, общего и профессионального.