Композиторы сегодня делятся на тех, кто осознал приход метамодерна и тех, кто его не осознал. Сам термин в этом случае совершенно не важен: можно его даже не знать, но ощущать, что постмодернизм мертв, а стратегии второго авангарда уже не работают.

Для музыки метамодерн означает:

  • использование усредненных, общеупотребительных, предсказуемых интонаций;
  • поэтику незначительного;
  • идею «несовершенного опуса», продолжающую на новом уровне Эрика Сати и Юрия Ханона;
  • размывание границы между «профессиональным» и «непрофессиональным»;
  • простоту вместо сложности;
  • работу с «банальным» материалом вместо поисков индивидуального композиторского языка;
  • возвращение тональности;
  • возвращение мелодии;
  • возвращение песни и куплетной формы;
  • смысловую осцилляцию вместо техникоцентризма;
  • принятие концепции конца времени композиторов Владимира Мартынова.

Последнее вообще является крайне показательным: те, кто не согласен с мартыновской концепцией или не могут ее полностью принять, продолжают жить в устаревших парадигмах; и это не жизнь, а пролиферация (по Бодрийяру) разрастание умершей плоти; те же, кто принял, живут в сладком апокалипсисе, в котором возможно все.

***

Что касается русского композитора, так он и так (вне зависимости от обстоятельств его личной жизни и конкретного исторического момента) всегда живет в эсхатологическом костре последнего времени «Хованщины», в осцилляции полюсов-крайностей, в ощущении предела, в русском кайросе.

***

Лично же мои методы композиторской работы это

  • минимализм в его сентиментальном виде; а также минимализм с необарочной прошивкой;
  • проекция на музыку работы с текстом и режиссуры Александра Артёмова;
  • русский код с его апокалиптичностью, дном и небом, поэтикой предельных состояний;
  • убогость материала как стратегия.
Настасья ХрущЁва
композитор, музыковед