Современная музыка, конечно, сложная. Это не просто порог, который нужно преодолеть. Надо еще и изучить что-то, погрузиться, приобрести слуховой опыт. Преодолеть порог недостаточно — необходимо приложить усилия. И я бы не стала выделять Россию и говорить о каких-то специфических «погодных условиях». Везде современная музыка имеет меньшую аудиторию по сравнению с классикой; а любителей классики, в свою очередь, — еще меньше, чем фанатов популярной культуры. Но это не удивительно: ученые, изобретающие новые вещи, тоже не нуждаются в большой аудитории.
***
В наше время невозможно сочинить музыку на коленке. Нужно стремиться к индивидуальности. Этот процесс неизбежно ведет к эскалации музыкальных средств и новых идей. Когда композитор хочет найти себя и не быть похожим на других, он понимает, что большая аудитория ему не нужна. Элитарные искусства никогда не были массовыми.
***
В России в тех регионах, где регулярно проходят концерты современной музыки, аудитория постепенно расширяется. Можно привести в пример Московскую филармонию. Сначала ее маленький Камерный зал с трудом заполнялся, а теперь в нем почти ежедневно проходят концерты новой музыки.