Сегодняшнее образование преподносит события в необъективном контексте. Русская музыка когда-то давно попала в европейский поток, к концу 19 века начала самодостаточные развитие и произвела ряд уникальных феноменов. Она стала значима в мировом контексте. Но в советское время историческая линия развития музыки была сильно искажена, и представлений о том, что такое композиторская музыка, кто такой композитор и что такое музыка в целом — студенты любых специальностей (композиторы, исполнители, исследователи) сегодня фактически лишены. Каждый здравомыслящий человек должен выткать эту историческую картину самостоятельно.
Я тоже изучал эти глобальные процессы сам, потому что меня совсем не устраивала ситуация, в которой я оказался в нулевые годы. Расширило мой взгляд на вещи как раз погружение в электроакустическую композицию.
Это был период, когда были открыты все границы, стал доступен интернет, а с ним — мощный культурный обмен. Мне кажется, ситуации, когда бы композиторы всего мира знали о существовании друг друга и могли встречаться в разных концах света, не было до этого никогда. До недавнего времени поездки на фестивали и общение были нормой.
***
Нам, как сообществу современной музыки, необходимо более критично относиться к самим себе и оценкам своего творчества. Зачастую в современной музыке сложно добиться идеальных условий ее исполнения , что сильно искажает картину для слушателей. По этому пути можно идти либо с полной искренностью, либо искать что-то другое.
Авторы нередко идут на подлог, выдавая за свое высказывание, то, во что они не вложили больших усилий или чем занялись ради легкой наживы — реципиенты ведь все равно ничего не поймут. Это подрывает саму сущность искусства и обесценивает многие процессы. Единственное, что может дать подлинную оценку — это время, именно тогда явления найдут свое историческое место.
***
Если мы хотим что-то поменять, в начале нужно отнестись строго к себе и к своим действиям, а затем уже переходить к системе. Я думаю, что изменения необходимы не только в высшем звене образования, но и в целом. Даже на самом начальном уровне, при поступлении в музыкальную школу, мы сталкиваемся с необъективным тестированием, с тем, чтобы спеть звук, взятый на темперированном рояле или простучать ритм. Такие задания не могут стать критериями для отбора, в чем я убедился на собственном опыте.
***
Важно, чтобы в больших залах и институциях современная музыка занимала равное место с классической. И не менее важно, чтобы ее преподнесение слушателю происходило в эталонном виде. Только так это может помочь театрам и залам не превращаться в музеи и не терять актуальности для современного слушателя.
Современная музыка должна удивлять. Позволять людям увидеть какие-то вещи по-новому. Технологии в этом смысле — прекрасный инструмент, позволяющий стирать границы и делающий знания доступными для всех.