Сегодняшнее образование преподносит события в  необъективном контексте. Русская музыка когда-то давно попала в  европейский поток, к  концу 19  века начала самодостаточные развитие и  произвела ряд уникальных феноменов. Она стала значима в  мировом контексте. Но  в  советское время историческая линия развития музыки была сильно искажена, и  представлений о  том, что такое композиторская музыка, кто такой композитор и  что такое музыка в  целом — студенты любых специальностей (композиторы, исполнители, исследователи) сегодня фактически лишены. Каждый здравомыслящий человек должен выткать эту историческую картину самостоятельно.

Я  тоже изучал эти глобальные процессы сам, потому что меня совсем не  устраивала ситуация, в  которой я  оказался в нулевые годы. Расширило мой взгляд на вещи как раз погружение в  электроакустическую композицию.

Это был период, когда были открыты все границы, стал доступен интернет, а  с ним — мощный культурный обмен. Мне кажется, ситуации, когда бы  композиторы всего мира знали о  существовании друг друга и  могли встречаться в  разных концах света, не  было до  этого никогда. До  недавнего времени поездки на  фестивали и  общение были нормой.

***

Нам, как сообществу современной музыки, необходимо более критично относиться к  самим себе и  оценкам своего творчества. Зачастую в  современной музыке сложно добиться идеальных условий ее  исполнения , что сильно искажает картину для слушателей. По  этому пути можно идти либо с  полной искренностью, либо искать что-то другое.

Авторы нередко идут на подлог, выдавая за свое высказывание, то, во  что они не  вложили больших усилий или чем занялись ради легкой наживы — реципиенты ведь все равно ничего не  поймут. Это подрывает саму сущность искусства и  обесценивает многие процессы. Единственное, что может дать подлинную оценку — это время, именно тогда явления найдут свое историческое место.

***

Если мы хотим что-то поменять, в  начале нужно отнестись строго к  себе и  к  своим действиям, а  затем уже переходить к  системе. Я  думаю, что изменения необходимы не  только в  высшем звене образования, но  и  в  целом. Даже на  самом начальном уровне, при поступлении в  музыкальную школу, мы  сталкиваемся с  необъективным тестированием, с  тем, чтобы спеть звук, взятый на  темперированном рояле или простучать ритм. Такие задания не  могут стать критериями для отбора, в  чем я  убедился на  собственном опыте.

***

Важно, чтобы в  больших залах и  институциях современная музыка занимала равное место с  классической. И  не  менее важно, чтобы ее  преподнесение слушателю происходило в  эталонном виде. Только так это может помочь театрам и  залам не превращаться в  музеи и  не  терять актуальности для современного слушателя.
Современная музыка должна удивлять. Позволять людям увидеть какие-то вещи по-новому. Технологии в  этом смысле — прекрасный инструмент, позволяющий стирать границы и  делающий знания доступными для всех.
Николай попов
композитор
подробнее о спикере