Композиторы, формирующие облик того, что мы называем «новой русской музыкой» — очень разные и максимально непохожие друг на друга авторы. Они определяют уникальный пейзаж современной отечественной музыкальной сцены, переживающей сегодня, на мой взгляд, период невероятного взлета.
Последние 10 лет прошли под знаком двух параллельных процессов. С одной стороны, на сцену вышло новое поколение авторов — Олег Крохалев, Егор Савельянов, Роман Жауров и другие композиторы, привнесшие в палитру современной русской музыки принципиально новые краски и новые методы работы. Одновременно происходит последовательная институционализация новой русской музыки: заказы произведений перестают быть чем-то из ряда вон выходящим и становятся системной практикой; процент мировых премьер отечественных авторов в крупных концертных залах и музыкальных театрах увеличился радикально — еще в начале 2010-х об этом невозможно было и мечтать.
Все эти изменения, что и говорить, отразились на нашей жизни крайне позитивно: в России постепенно складывается более-менее здоровая экосистема для новой музыки. Крупные игроки индустрии начинают осознавать ее роль и значение, институции и авторы конкурируют друг с другом. Важно, чтобы эти процессы развивались в том же направлении и в дальнейшем.
***
Новой музыке очень остро не хватает профессионального фидбэка, аналитики, документации, исследований. Я поворачиваю сейчас голову и вижу на соседней полке великие книги Ковнацкой о Бриттене, Савенко о Стравинском, Арановского о Шостаковиче, Холопова и Ценовой о Денисове — такие же монографии должны быть написаны о Сысоеве, Красавине, Филановском и о других героях нашего времени.
***
Понятно, что всем нам хочется строить красивые прогнозы о том, как на музыку ближайшего будущего повлияют мультимедиа, новые технологии и искусственный интеллект (хотя я убежден, что в какой-то момент ИИ сыграет значительную роль как инструмент в художественном процессе — вопрос в том, кто и как начнет работать с ним не хайпа или забавы ради, а осмысленно). Одновременно мне кажется, что язык музыки, ее интерфейс и ритуалы изменятся не слишком сильно — наоборот, «удельный вес» каких-то вещей, которые кажутся сегодня привычными, традиционными будет с годами только расти.