Как и любую другую новую музыку европейской традиции, российскую питает прежде всего творческая деятельность профессионалов. Хотя возможны «интервенции» со стороны, иногда кажущиеся далекими и неожиданными. А вот корневая система российской новой музыки имеет в первую очередь материальную составляющую  это совокупность институций, в которых существует новая музыка. То есть, исполнительская деятельность и образование.

***

Наша «корневая система» в основном стабильна, композиторов учат по-прежнему на уровне, достойном русских академических традиций. Хотя иногда возникают «ножницы» с реальной творческой практикой, которой теперь молодежь начинает заниматься довольно рано. Но и здесь ситуация мне не кажется драматической. Сейчас существует множество способов найти себе «пищу» в любой сфере. Это можно сделать как в интернете, так и в недрах новообразований, подобных ЦЭАМ (Центру электроакустической музыки Московской консерватории).

***

За последнее время новое/современное/актуальное искусство превратилось в непременную деталь культурного обихода и стало «аксессуаром» молодежной моды. Прежде всего это касается визуальных форм, но и музыка не отстает. Посмотрите, как изменилась хотя бы концертная ситуация в Москве: появились новые исполнительские коллективы, новые площадки, и везде есть публика. Посмотрите на филармонические программы, хотя бы на фестиваль «Другое пространство»: он ведь начинался в 2009 году как невероятно революционное мероприятие, но за эти 15 лет выросло целое поколение музыкантов и слушателей, для которых он чуть ли не рутинный абонемент.

***

Лично мне стало трудновато следить за событиями (но молодежь помогает). Не все нравится. Стало ясно, что некоторые вещи вроде электроакустического продукта недоступны для моих профессиональных изысканий. Но зато повысился в цене чисто музыкантский слушательский интерес, не обремененный грузом учености.

***

Я оптимист, и не сомневаюсь, что российская новая музыка лет через 10−15 будет прекрасной. Придет еще одно поколение, которому она, пусть в скафандре и с мигающими лампочками на голове, будет нужна. Но доживет ли она до этого зависит от нас и от того, что нас окружает. Предлагать сейчас какие-то новые задачи мне кажется не слишком соответствующим времени. Надо стараться изо всех сил сохранить то, что есть.
Светлана Савенко
музыковед, певица