Я не сторонница концепции того, что современная музыка появилась с перестройкой. Безусловно, тогда начался новый этап, но это не означает, что в Советском Союзе не существовало композиторов или исполнителей и исследователей, работающих с новым репертуаром. Я думаю, отрицание существующих традиций как раз мешает двигаться вперед. То, что образование не дает навыков, необходимых для работы, уже стало общим местом. То, что многие студенты погружены в изучение прошлого и как ролевую модель выбирают условного Рахманинова минус системы. Главное, что следование традиции не способствует профессиональной реализации композиторов, то есть они не становятся частью сообщества, больших событий и не получают заказов от крупных институций.

***

Очевидно, что события 2022 года повлияли на жизнь последних лет, и за это время произошла серьезная переоценка ценностей. Наше творческое взаимодействие с миром значительно осложнилось, но можно также зафиксировать, что сообщество сохранилось, и оно все еще приспосабливается к новым условиям.

***

Современная музыка существует в единичных крупных городах России. Нужно, чтобы расцветали региональные инициативы, развивались локальные центры, менялось образование. Очень важно, чтобы появлялись новые ансамбли, но это долгосрочный процесс, ведь исполнителям важно полноценное взаимодействие с опытными музыкантами и требуется много времени на формирование. Единственный по-настоящему успешный проект в этой сфере РНМСО. И значительная составляющая успеха здесь это хорошее финансирование. Аналогичные ансамблевые и оркестровые инициативы особенно нужны в регионах России.

***

Сейчас есть сложности с нотами, закупкой оборудования и музыкальных инструментов. Мы оказались отрезанными от некоторых процессов и теперь не можем полноценно обмениваться опытом. Онлайн-взаимодействие это единственный выход, но и здесь далеко не все можно реализовать в полной мере.

***

В России очень сильна проблема с выживаемостью стартапов. В какой-то момент даже у настоящих энтузиастов опускаются руки и появляется потребность в стабильности, а с маленьким проектом очень сложно рассчитывать на системную поддержку от профессионального сообщества.

***

Мне представляется, что в ближайшие десятилетия музыка будет развиваться не только как аудиальное искусство. Очень многие современные произведения построены на мультисенсорном восприятии, и это, на мой взгляд, перспективное направление для композиторов и медиахудожников.

Ирина севастьянова
музыкальный журналист, куратор, лектор