За последние несколько десятилетий появилось достаточно много институций, которые так или иначе поддерживают современную музыку, способствуют ее появлению, создают ту инфраструктуру, которая необходима для появления и дальнейшего распространения такой музыки. Это Союз композиторов России, Московская консерватория, Студия новой музыки, ЦЭАМ и многие-многие другие. Это и фестивали, конкурсы, театры, которые взаимодействуют с современными композиторами. Это и арт-институции, которые тоже все чаще, все активнее вовлекаются в жизнь новейшей музыки и уделяют большое внимание современной музыке. И нет здесь такого водораздела между художественной средой и музыкальной средой, как это было раньше.
***
Сформировалась экосистема, которая способствует появлению современной музыки, которая поддерживает композиторов, исполнителей и обеспечивает весь цикл существования этой музыки. Понятно, что еще впереди предстоит большой путь, но тем не менее, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с тем, что было даже 20 лет назад, то это просто небо и земля.
Постепенно на сцену, в широком смысле слова, выходят новые поколения, которые никогда не знали цензуры, ограничений творческого характера, которые изначально нацелены на максимальное продвижение своего творчества самыми разными путями, в том числе с помощью интернета. Это люди с новым мышлением, с новым сознанием, невероятной креативной энергией.
***
Хочется, чтобы всего было, естественно, больше: больше финансирования из разных источников, больше коллективов современной музыки. Чтобы больше новой музыки звучало в регионах, чтобы региональные филармонии, филармонические оркестры способствовали появлению и продвижению новой музыки и ее врастанию в художественную среду этих мест.
Также необходимо расширять международное сотрудничество, особенно с Китаем, Индией и странами Ближнего Востока. Важно наладить системное взаимодействие с этими странами.
***
Что нас ждет в будущем? Сегодняшняя музыка развивается не эволюционно, как это было раньше. Мы живем в эпоху, где отсутствует единый вектор развития. Композиторы могут обращаться к любому периоду в истории музыки, создавая произведения, которые могут быть как консервативными, так и радикальными. Вероятно, через 10-15 лет эта ситуация не изменится. Композиторы будут продолжать использовать любые техники и стили, и это разнообразие будет только расти.