Думается, «подпиткой» для нашей «корневой системы» служит сама российская традиция новой музыки. Она связана не столько с отрицанием «корней», сколько с поиском ресурса для их обновления  топосного, языкового, репрезентативного, контекстуального  и стремлением к производству концептуального высказывания, максимально индивидуализированного послания, «месседжа».

***

За последние 10 лет изменились формы и способы репрезентации новой музыки, связанные с ощутимым увеличением ее «удельного веса» в концертном пространстве, причем не только в «Другом». В одной только Москве это тематические абонементы Московской филармонии (12  в сезоне 2023−2024), образовательные проекты Центра современной музыки и ЦЭАМ Московской консерватории, концертная деятельность ансамбля солистов «Студия новой музыки», выступления МАСМ и ГАМ-Ансамбля, фестивали «Московский форум», «Биомеханика» (Московская консерватория), Gnesin Contemporary Music Week (РАМ имени Гнесиных), «Пять вечеров» (Союз композиторов России).

За пределами столицы крупными фестивальными инициативами по продвижению новой музыки, проводимыми на регулярной основе, являются петербургские reMusik.org и «Звуковые пути», пермский «Дягилевский фестиваль».

Не будем забывать о ежегодной Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском и о программах Союза композиторов России «Композиторские читки» и «Ноты и квоты», адресованных современным композиторам и нацеленных на пропаганду новейшей музыки.

Новая музыка осваивает театральные подмостки, лофт-пространства и галереи-мастерские. Помимо Электротеатра Станиславский, такими площадками в Москве являются ДК «Рассвет», культурный центр «ГЭС-2», галерея «ГРАУНД Солянка». Аналогичные институции создаются и в других российских городах.

Мало-помалу приобщается к новой музыке и российская публика. Свидетельством тому служит заполнение концертных залов, как правило, от 50 до 100%, в зависимости от состава исполнителей и программы.

***

Лично у меня за последние годы появилось больше возможностей для приобщения студентов разных специальностей к музыке XX—XXI веков, расширения и обновления звукового материала лекционных курсов. Это произошло во многом за счет обращения к новейшим композициям, которые, как правило, вызывают особый интерес аудитории. На моих занятиях наличие партитуры желательно, наличие сопроводительного музыковедческого (композиторского) комментария  обязательно.

***

Главная проблема академического музыкального сообщества  в глобальной разобщенности, в ограничении локальным ареалом деятельности. Она существовала во все времена, но сейчас стоит особенно остро. Сегодня благодаря интернет-каналам и информационным порталам доступны сведения о всех культурных процессах. Однако по-прежнему не существует единой базы научных материалов и архива современных партитур. Наличие подобной поисковой системы или актуального «банка данных» значительно облегчило бы работу по заполнению репертуарных и исследовательских лакун.

***

Сейчас делать какие-либо прогнозы  дело неблагодарное и пустое. Возможно, наступит время полного господства мультимедиа и технологий «внешних расширений человека», уже сейчас вытесняющих на периферию иные формы представления музыкального искусства. А возможно, вернется понимание ценности musica assoluta и musica autonoma, что позволит новым творцам осознать важность композиторского мастерства и подтолкнет их к настоящей композиторской работе.

МарианНа Высоцкая
музыковед, органист