Назову несколько явлений последнего десятилетия, которые показались мне важными. Прежде всего, это фестивали. На таких мероприятиях легче включиться в среду, пообщаться с единомышленниками, открыть новые для себя имена. Ключевыми фестивалями для меня стали «Московский форум», «Другое пространство», Дягилевский фестиваль, Gnesin Contemporary Music Week и фестиваль reMusik.org. Отдельно отмечу Академию в Чайковском, которая изначально была ориентирована на композиторов, а сейчас открыта и для музыковедов.

Инициаторами концертных событий не только в Москве, но и в регионах все чаще становятся именно исполнители. Помимо ансамблей-«корифеев», среди них много молодых коллективов и солистов. Благодаря им современная музыка становится более привычным явлением для концертных площадок. Сложно перечислить всех исполнителей, назову лишь некоторых: это ансамбли N’Caged (Москва), Vacuum quartet (Москва), Kymatic (Москва), Reheard (Москва), InterText (Екатеринбург), МолОт-ансамбль (Санкт-Петербург).

Важную роль в московской культурной среде играют площадки, где регулярно звучит новая музыка. Назову наиболее заметные сегодня: это галерея «ГРАУНД Солянка», ДК «Рассвет», ЦЭАМ (Центр электроакустической музыки Московской консерватории), Электротеатр Станиславский, Московская филармония, дом культуры «ГЭС-2». Несколько лет назад было немало событий в Театре Наций, Мультимедиа Арт Музее и Культурном центре ЗИЛ. Среди заметных региональных площадок выделяются Санкт-Петербургский Музей звука, Ельцин Центр в Екатеринбурге, ГЦСИ «Арсенал» в Нижнем Новгороде.

***

Изменения последних лет происходят параллельно со сменой поколений. Те, кто были молодыми инициативными реформаторами в 2000-е и 2010-е годы, стали организаторами крупных проектов и наставниками для начинающих ребят. Сейчас они предлагают множество разноформатных инициатив: лабораторий, практикумов, конкурсов. Благодаря этим проектам формируется почва (пока очень тонкая), на которой появляются молодые коллективы.

Все это дало результаты, поскольку настоящее знакомство с новой музыкой происходит не за партой в ВУЗе, а как бы «между строк». Чтобы включиться в среду, студентам нужно сделать хотя бы на шаг больше, чем просто прийти на пары.

***

В ВУЗах по-разному обстоят дела с изучением новой музыки, везде есть свои сложности. Где-то лекции по современному репертуару начинаются только на старших курсах, когда многие студенты уже работают, активно готовятся к ГОСам. Где-то учащиеся сильно загружены и просто не успевают проявлять инициативу, посещать мероприятия. Без новых контактов и впечатлений им сложно понять, что происходит в культурной среде.

Конечно, знакомство с новой музыкой должно начинаться не в ВУЗах, а гораздо раньше. Однако не все преподаватели начального и среднего звена разбираются в этой области.

***

Отдельный вопрос — как анализировать новую музыку? Привычный музыковедческий инструментарий, включающий работу с гармонией и формой, не всегда подходит для сочинений XX—XXI вв.еков. Я впервые это почувствовала, когда начала работать над диссертацией о Жорже Апергисе. Мне было недостаточно известных методов и имеющейся информации о композиторе. Пришлось искать особый подход к анализу его творчества.

Иногда даже в крупных серьезных работах я встречала старые методы анализа, которые не позволяли раскрыть специфику мышления композиторов.

Думаю, эта исследовательская проблема частично связана с недостатком междисциплинарных обсуждений, с тем, что студенты почти не знакомы с другими аналитическими подходами, мало интересуются искусствоведческими работами, современной живописью, театром и литературой.

***

Другая проблема — образование изолированных объединений внутри музыкальной среды. Помню, как 10 лет назад на фестивале «Московский форум» обсуждались «профессиональные тусовки» — сообщества, которые сотрудничают только со «своими». Они до сих пор существуют в некоторых заметных институциях. Чтобы этой проблемы не было, важно продолжать движение навстречу друг к другу как внутри нашей среды, так и за ее пределами.

***

Для развития нашей среды важно взаимодействие с окружающим культурным миром. Поэтому события последних двух лет стали для нас сильным ударом. Со временем прошел шок, мы немного пришли в себя, но все равно сохраняется ощущение, что нас перевели на «другое питание». Эмоции от концертных событий стали заметно приглушеннее. Изменился «контент», заряженность событий. Сегодня сложно понять, куда мы идем. Все работает словно по инерции. В воздухе висит ожидание, но пока даже сложно сказать, чего именно.

***

Попробую предположить, что ждет музыку в ближайшем будущем, опираясь на свои наблюдения. В этом году я побывала на Дармштадтском фестивале и на фестивале Impuls, где собирается много молодежи. Первое, что я там отметила, — это бесконечное многообразие интересов, эстетик и техник. Так что, если сейчас нет единого вектора, не думаю, что он появится в будущем.

Отмечу только два перспективных тренда. Первый связан с электроникой, искусственным интеллектом и созданием новых электроакустических объектов. Постепенно он появляется и в России. Но для его развития требуется техническое оборудование, материальная поддержка и специалисты, которых пока очень мало. Даже если у нас все сложится, не думаю, что «музыка машин» вытеснит акустическую. Скорее, наоборот: возможно, поднимется новая волна интереса к «чистому» звуку, наравне с экспериментами в области электронике.

Второй тренд связан с новым типом взаимодействия условно-академической и неакадемической сред и с поиском их пересечений, влияний друг на друга. Причина его появления — в ином отношении молодых авторов к популярной музыке. Среди композиторов уже мало кто ходит с «задранным носом» и защищает «интересы» сочинений, перегруженных навороченными расширенными техниками. Вопрос не в идее упрощения, а скорее в эстетике. Границы между академической и массовой культурой уже сейчас не всегда очевидны, и этот тренд, думаю, будет укрепляться.

татьяна яковлева
музыковед, КУРАТОР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖуРНАЛИСТ