Корневую систему любой новой музыки всегда формирует «огонь», тот самый, из известного изречения, приписываемого Густаву Малеру: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». Хоть на самом деле, это интерпретация высказывания Жан Жореса: «Да, у нас — культ прошлого. Но не зря горели и сияли светочи всех поколений человечества. Это мы, — те, которые идут впереди и борются за новые идеалы, — настоящие наследники очагов предков. Мы взяли огонь, вы сохранили лишь пепел!».
***
Для русской культуры, и, в частности, для русской музыки всех времен наиболее характерна философичность, осмысление глубинных процессов бытия. Русский космизм (как феномен мировой культуры в целом) во многом является определяющим и в русской культуре, и в русской музыке.
***
Из новой музыки последних 10−20 лет ушел «протестный элемент», который формировал сознание композиторов поколения второй половины XX века. Водораздел произошел в 1990-е годы. Пришло новое поколение, которое не было озабочено проблемами запретов, отсутствия информации, невозможностью получать доступ к новым явлениям в мировой музыке. Им разрешалось сразу все. Интернет стер все границы. Появились новые технологии, в частности связанные с электроакустической музыкой, привлечением средств мультимедиа. Продолжается стилевая, внутрижанровая конвергенция; происходит диффузия различных видов искусств; исчезает водораздел, который прежде казался невозможным. Перформансы, звуковые инсталляции стали общим местом в современной звуковой картине нынешней России.
***
Сейчас молодым творцам часто не хватает образованности. Умение пользоваться современными технологиями не освобождает композитора от фундаментальной базы знаний. Желание снести все, что существовало до тебя, всегда было и остается характерной чертой каждого нового поколения. И это нормально. Это пружина, которая движет искусство вперед. Главное — эту пружину не пережать. По-прежнему продолжаю утверждать, что нужно всего лишь перехватить «огонь» из прошлого, и передать его будущему.
***
Относительно социальной проблематики могу сказать, что нынешнее состояние культуры оставляет желать лучшего. Засилье низкопробной продукции, ориентированной на потребности маргинальных слоев социума, ведет к непредсказуемым последствиям, результаты которых могут оказаться катастрофическими. Это серьезная проблема. И решать ее надо срочно, в том числе используя рычаги государства, будущее которого от этого тоже зависит.
***
Уверен, что нейросеть будет активно вторгаться в святая святых — тайну творчества! Уже сейчас на сайте Союза композиторов России в списке под номером один числится композитор-генератор под именем MuseNet, который «принят в Союз композиторов 1 апреля 2021 года за заслуги перед музыкальным сообществом и посильную помощь всем, кто создает музыку». Это, конечно, остроумный нонсенс. Но не без доли смысла. Думаю, что в будущем MuseNet займет свое должное (но не более того) место в структуре построения нового звукового мироздания.
***
Динамика напряжения центробежных и центростремительных процессов будет по-прежнему определять алгоритм развития музыкального искусства. Интеграция различных видов и жанров искусств позволит формировать новые звуковые и образные структуры. При этом никуда не исчезнут традиционные музыкальные формы, пусть и в трансформированном виде.
***
Возможно, изменится само функционирование музыки: из уютных залов с мягкими креслами (которые, опять же, никуда не денутся) она переместится в другие пространства, изменив свою природу, свое назначение, превратившись в прозаический инструмент, выполняющий утилитарную функцию.
В любом случае эволюция музыки — это не линейное течение, а процесс накопления, в результате которого с каждым поворотом истории она меняет свое качество.