При всей внешней разделенности все картины друг с другом парадоксально связаны. «Посейдон» и «Сирены» представляют собой единый мир. Так же как единым миром являются «Ангелы» и «Машины», или «Трамвай», «Мойры» и «Суд». Все это в конечном счете имеет отношение к кафкианским мирам. Процесс над К., процесс над МИР-7, процесс, в котором мы все оказались замешаны волею жребия, будучи одновременно судьями и подсудимыми, осужденными и невиновными. Все это очень ярко разыгралось перед моими глазами так, что в какой-то момент я перестала различать мир Кафки, мир и МИР-7.
Кафка для меня — это глобальный текст, что бы это ни значило. В нем очень много указателей, индексов, каких-то «дорожных знаков», намекающих на происходящее и требующих «намеренного» чтения, то есть чтения с намерением расшифровать или догадаться. Я читала небыстро, медленно накапливая и собирая для себя «лексикон Кафки». Собственно, из этого лексикона и стали постепенно формироваться и кристаллизоваться звуковые миры звуковых картин.
«Тематизация», «мифологизация», «концептуализация» — термины, к которым Борис Юхананов часто обращался на встречах-сессиях МИР-7. В проекте они глубоко им разработаны, я не могла это не схватить. У проекта есть персонажи, есть разные сознания, есть свой миф или мифы, которые не проговариваются, но ощущаются, — мифы давние и вновь созданные, жизнетворческие и сценические. Темы, мифы, концепты — это также территория сознания, на которую попадает звук
3. Например, в мифе о мойрах каждая из хоровых групп воспроизводит труд одной из мойр: Лахесис запускает нить человеческой жизни, Клото прядет нить, Атропос нить обрезает. Каждая группа связана со своим звуком и способом его дления: Лахесис «работает» с непрерывностью, удержанием и передачей звуковой нити внутри своей группы, Клото «прядет» звук прерывно / непрерывно, накручивая и закручивая его в виде барочной риторической фигуры circulatio (и различных вариаций этой фигуры), Атропос «падает» = прерывает, воплощая в себе «звук-каденцию», следуя звуковой классификации Х. Лахенмана
4. Таким образом, звук рассказывает миф о самом себе: о том, как он зарождается, длится и прерывается. Это история прерывистости и непрерывности, рассказанная о звуке в звуке. «Дление», «наматывание» и «прерывание» как богини судьбы звука — неисчерпаемые формы прерывистости и непрерывности. По закону связи всего-со-всем в звуковых картинах «нити» мойр трансформировались в «трамвайные пути» — «рельсы», по которым звук движется, — и материализовались в «нити», соединенные со струнами фортепиано, по которым скользит канифоль. Так, сама «нить» превратилась в звуковой миф.