«Я и мои друзья прослышали, что Пьер Булез читал тогда для композиторов курс лекций в Базеле. Занятия проходили за фортепьяно. Булез просматривал с нами партитуры, выстраивая их по порядку: от тех, которые были близки его технике композиции, до противоположных. Когда он видел мелодию, он начинал нервничать».
(Ф.-К. Рот)
«Мальро сказал, что, собираясь стать художником, вы должны смотреть не на картины, а на натуральные пейзажи. Вы становитесь музыкантом потому, что учитесь музыке. И от композиторов предшествующих эпох вы учитесь определенным вещам. Но учиться — не значит комментировать. Это означает — делать выводы. Не становиться эпигоном, но видеть последствия того, что сделано другим».
(П. Булез)
«Я думаю, что новые способы мышления в музыке, совершенно новые, должны иметь в своей основе музыкальные законы, а не математические. При этом можно иметь математическое объяснение, научное объяснение, как всегда было в музыке. В XVIII веке во Франции это было особенно заметно у энциклопедистов, таких как Д`Аламбер, которые писали эссе о теории музыки. Сейчас, я согласен, музыка должна иметь научный базис, научную основу. Но я не считаю, что она заменяет музыкальную фантазию. Научная основа должна входить в теорию, при помощи которой мы используем естественный материал. Мы располагаем одинаковыми способами извлечения звуков из различных инструментов. Но когда читаем, скажем, китайские или индийские книги по теории музыки, видим, что они совершенно оригинальны. И убеждаемся, что каждая культура выработала такой способ мышления, который теоретически вполне соответствует своему времени. То же самое касается нашего времени».
(П. Булез в интервью Э. Денисову, 1967 год)
«Нам нужно обрести навык: не такой, который убивает само намерение, а тот, что убивает изобретательность. Я считаю — есть нечто действительно важное. Если слишком много изобретать, скажем, в структурах, это может погубить ваш проект. Поэтому вам нужно быть осторожным и не доверять себе. Если вы доверяете себе, вы рискуете повторяться — это просто не интересно. Или рискуете получить механизм, который работает сам на себя, что так же не интересно».
(П. Булез)
«Я считаю, что легкая музыка как витрина в магазине. Легкая музыка, конечно, часть жизни, без нее трудно жить. Я не люблю, например, когда в ресторанах исполняют „Весну священную“ или Бранденбургские концерты в качестве, так сказать, прикладной музыки, фона. С моей точки зрения, это просто ужасно. И если уж нужна прикладная музыка, то это должна быть легкая музыка, которая не мешает. Повторяю, она должна восприниматься как витрина в магазинах».
(П. Булез в интервью Э. Денисову, 1967 год)
ИО (Илья Овчинников) Как сочетается ваша преданность Шёнбергу с тем, что когда-то вы написали статью «Шёнберг мертв?»
ПБ (Пьер Булез) Ничего несочетаемого здесь нет. Все вполне логично: каждый должен знать, в чем открытие Шёнберга, но на этом нельзя останавливаться. Были люди, которые считали, что дальше Шёнберга идти некуда, а я говорил, неправда, дальше идти можно и нужно. Смысл моей статьи состоял в том, что Шёнберг умер, но надо идти по его пути как можно дальше и не быть догматиком.
ИО А вы сами не догматик?
ПБ Был когда-то. Разница между Шёнбергом и мною проста: в начале пути я был догматиком куда в большей степени, чем позже, а Шёнберг к середине жизни стал куда большим догматиком, чем был в начале.
(И. Овчинников, П. Булез, 2007 год)