Процесс развития новой музыки стал более организованным и многогранным. Прогресс наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Появилась государственная поддержка; увеличилось количество проектов, в частности интересных междисциплинарных коллабораций; у молодых композиторов появилось больше возможностей для обучения; возросло количество диссертаций и статей о музыке XX—XXI веков; в ВУЗах образовались структуры, способствующие развитию новой музыки: среди них  Gnesin Contemporary Music Week, Центр современной музыки и кафедра современной музыки Московской консерватории, Центр электроакустической музыки Московской консерватории.

***

За последние годы выстроилась коммуникация со слушателями. Помню, в студенчестве нам было трудно собирать полные залы. А сейчас на некоторые концерты просто невозможно попасть. То, над чем мы долго работали, наконец принесло результаты. На различных площадках появляется своя постоянная аудитория. Сформировался целый пласт молодых людей, которым интересно все новое. Кроме концертов они ходят на лекции и дискуссии, чтобы глубже разобраться в современной музыке.

***

В музыке последнего десятилетия прослеживается более фундаментальное отношение к композиции, авторы заняты исследованием русского культурного кода. Думаю, они на правильном пути. Это уже не просто копирование западных идей, что характерно для начального уровня ознакомления с зарубежной новой музыкой. Это попытки нащупать точки опоры в своем поле. Когда-то мы осваивали чужие наработки, а сейчас пришло время двигаться дальше. Есть шанс, что на новой почве вырастет что-то уникальное. Не исключено, что мы вновь обратимся к фольклору. Но это возвращение, возможно, и не будет связано с использованием народных тем, как-то было раньше.

***

Несмотря на события последних двух лет, мы продолжаем гармонично развиваться. Да, в какой-то степени нам не хватает связей с Западом. Но полной изоляции все равно нет. Кроме того, активизировался культурный обмен с Азией, и мы больше сфокусировались на себе.

***

Я не верю в то, что композиции, созданные с помощью искусственного интеллекта, повлияют на прогресс. Не думаю, что эта технология способна коренным образом изменить наше восприятие музыки. То, что в ней заложено, уже само по себе не ново. Думаю, что свежие идеи и тренды появятся в музыке молодых композиторов, которые только-только встают на ноги. Возможно, они найдут что-то новое, тонко работая с живой материей и со слушательским восприятием.
Светлана Лаврова
композитор, музыковед