С появлением программы «Ноты и квоты» улучшилось положение новой музыки на периферии. Благодаря этой инициативе региональные коллективы стали делать заказы композиторам со всех уголков России. Теперь музыка многих авторов стала заметнее.
Вовлеченность региональной публики также возросла. Недавно мы с музыкантами OpensoundOrchestra побывали в Сургуте на
фестивале современной музыки. Наши слушатели были на удивление открытыми: задавали много вопросов, с интересом слушали минималистские опусы и сложные произведения Йорга Видмана, Сергея Зятькова и Юрия Каспарова.
***
Сейчас важно продолжать просветительский курс, заданный Владимиром Юровским. Слушатели растут, когда исполнители поддерживают с ними диалог. Важно рассказывать им о том, как сделана музыка, как она создавалась, что мы о ней думаем. Людям это интересно. Благодаря таким беседам они быстрее адаптируются к непривычному музыкальному языку.
***
В наше время очень ценны независимые коллективы. В отличие от оркестров и ансамблей, которые финансируются из госбюджета, они способны действовать более гибко, генерировать новаторские идеи и развивать культуру. Государственные оркестры пока что очень неповоротливы и нехотя съезжают со старых маршрутов.
***
Одна из проблем нашего времени
— дефицит музыкальных менеджеров. Часто организаторской деятельностью занимаются исполнители. По своему опыту скажу, что это очень тяжело. Приходится разрываться между менеджерскими и творческими задачами, из-за массы документальной работы появляется ощущение несвободы.
***
Сейчас есть риск, что мы придем к чему-то общепринятому в искусстве. Первым «тревожным звоночком» стала история с Мариинкой и Большим театром. Были две разные институции, каждая со своим лицом. А теперь образовалось нечто среднее, безликое. Подобное может случиться и в нашей среде. Люди испугаются и откажутся от естественных творческих поисков, перестанут прислушиваться к своей интуиции. Тогда мы зайдем в тупик, ведь искусство не может развивается под давлением внешних факторов.
***
На мой взгляд, музыка должна двигать вперед религию. Идеальный пример взаимодействия этих двух сфер представлен в творчестве Баха. Бах уважал традиции, но его музыка опережала свое время, расширяла границы культурного и духовного опыта.
В современной России религия теснее связана с государством и навязывает искусству свои устаревшие ценности. Из-за этого нет развития. Нам кажется, что мы все открыли и расти больше некуда.
***
Я очень надеюсь, что мир снова для нас откроется. Мне трудно представить, как бы мы жили без европейского влияния. Наверное, проще обойтись без американской культуры, но без Европы, без ее философии и музыкального наследия было бы очень сложно. Любая изоляция ведет к деградации, так как лишает видения целостной картины мира.
***
Думаю, что будущее академической музыки будет связано с электроакустикой. Чтобы мы пришли к достойному уровню, важно развивать это направление не только в ЦЭАМ и создавать благоприятные условия для исполнителей. С последним пока возникают трудности. Во-первых, работа с такой музыкой часто требует участия композитора. Во-вторых, не на всех площадках есть необходимое техническое оборудование для исполнения электроакустики.
***
Любопытно, как повлияет на музыку искусственный интеллект? Когда он создаст сочинение, неотличимое от работ живых композиторов? Когда начнет делиться своими впечатлениями от услышанного? Как мы будем с ним взаимодействовать? Как будут выглядеть аудиовизуальные композиции, созданные им?