Если лет десять назад на передовой было поколение сорокалетних, то сейчас облик русской музыки формируют миллениалы. Тому есть несколько причин. Во-первых, многие представители среднего поколения уехали из страны. Во-вторых, эстетические установки миллениалов больше соответствуют запросам времени. Постмодернизм сменил метамодерн, который связан с возвращением определенных жанровых моделей, с возрождением интереса к русскому культурному коду, с прямым, нормальным отношением к тому, что музыка может и должна быть национальной.

***

Поиск национального культурного кода сейчас  очень актуальная тема. Но подход к ней должен быть максимально глубоким, без формализма и стилизаций. Нужно искать подпитку в фольклоре и в произведениях классиков  в тех областях, к которым мы раньше не обращались. Нужно осознавать, что русский культурный код очень сложный и неоднозначный: в нем много составляющих, и некоторые из них связаны с темными страницами нашей истории. Но если «меж тобой и страной ледяная рождается связь» (как писал О. Мандельштам), то и твое искусство должно быть максимально правдивым и честным  в этом отношении (совсем не в стилистике) мы наследуем идеям кучкистов.

Сейчас есть люди, которые серьезно работают с национальным культурным кодом. Они наследуют русской музыке с ее крайностями и радикальными состояниями. Этих состояний много в фольклоре, где плясовая радость балансирует на грани нервного срыва, а плачи и даже лирические песни предельно жесткие, переполненные зашкаливающими эмоциями.

***

Сейчас интересно развивается петербургское поколение двадцатилетних. Ярко себя проявляет объединение mader nort, у которого постепенно выкристаллизовывается своя идейная платформа. Ребята совершенно иначе мыслят. Думаю, лет через десять они будут транслировать свои идеи точнее и жестче.

***

К сожалению, за кадром остается старшее поколение композиторов. Мы с МолОт-ансамблем и Гильдией молодых музыкантов «МолОт» стараемся сбалансировать ситуацию. Но нам одним сложно добиться весомых результатов. Чтобы сохранить диалог поколений, все сообщество должно приложить усилия.

***

Пока возможности между Москвой, Санкт-Петербургом и регионами распределены неравномерно. В столице много ансамблей, каждый год появляется что-то новое. В Петербурге ситуация не такая радужная. У нас меньше денег, коллективов и в целом ресурсов не намного больше, чем в регионах. Чтобы «корневая система» новой музыки нормально функционировала, необходима развитая инфраструктура, которая бы позволила композиторам качественно представлять свою музыку, получать заказы. С каждым годом ситуация улучшается, но в масштабах целой страны этого пока недостаточно: композиторов гораздо больше, чем возможностей.

***

Между столицами плохо налажен культурный обмен. В Москве звучит музыка преимущественно местных композиторов, и в целом этот город кажется даже более изолированным, чем Санкт-Петербург.

***

Новая музыка продолжает проникать в регионы. В последний раз приятно удивил Псков. В местную филармонию пришла молодая команда, которая заинтересована в современном искусстве. Недавно ребята провели огромный фестиваль, где представили срез русской музыки: от песнопений до сочинений XXI века. Другой пример  фестиваль «Первая фабрика русского авангарда» в Иванове. Это инициатива продюсера Ирины Голубевой. Она многое делает для того, чтобы в Иванове современное искусство вышло из маргинальной зоны.

***

Новая музыка в России до сих пор не институциализировалась. С 1990-х годов в нашей сфере первична индивидуальная инициатива: многие проекты связаны с деятельностью одного человека или группы людей.

***

Государство открывает перед нами новые возможности, но не все готовы их использовать. Недавно появилась программа «Президентский фонд культурных инициатив». Для России это уникальная история. Но заявок, связанных с современным искусством, в этот фонд подают мало. Поэтому возникает вопрос уже к самим организаторам. Часто ими становятся композиторы и исполнители, которые не всегда компетентны в вопросах менеджмента.

Хорошо, что в последнее время появляются обученные люди  выпускники СПбГУ и Шанинки. Но таких специалистов все равно не достаточно. В музыкальных ВУЗах тоже нужно ввести курс менеджмента или поставить уже существующие программы на другие рельсы. Этот предмет должен стать одним из основных наравне со специальностью.
Артур зобнин
скрипач, композитор