Марат Файзуллин (Татурас) (род. 1982) — композитор, музыкальный продюсер, звукорежиссер, мультиинструменталист, участник ряда проектов в Москве, а также в городах Республик Татарстан и Башкортостан. Марат Файзуллин является одним из основных представителей современной музыки данных регионов. В своих работах он сочетает звучание местных традиционных инструментов с электроакустикой. В интервью композитор рассказывает о татарской и башкирской электронной музыке, об опыте работы в данной сфере.
Марат Файзуллин — выпускник Уфимского училища искусств (класс ударных инструментов) и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (звукорежиссура), автор музыки к ряду художественных и документальных фильмов.
Ф.Б.: Использование электронных технологий постепенно приживается и в области традиционной музыки. Иногда это просто включение новых тембров в уже проторенную стезю: курай вместо флейты, думбыра вместо гитары и так далее. Давайте сначала поговорим об истории. У меня складывается ощущение, что традиционная музыка с использованием электроники в художественном и общедоступном виде появилась в конце 1980-х начале 1990-х. Верно ли это?
М.Ф.: Наверное, есть два угла обзора. Первый — это сэмплирование (процесс перевода аналогового сигнала в цифровой — примечание автора), принцип, применяемый для оцифровки звучания инструментов. Второй — способы использования синтезаторов в традиционной музыке. К примеру, возьмем конец 1980-х. В 1982 году появилось MIDI (цифровой интерфейс для музыкальных инструментов — примечание автора). Стало возможно управлять оркестром музыкальных инструментов в секвенсорах (устройствах для записи, хранения и воспроизведения MIDI-информации — примечание автора). В 1991 году вышел сэмплер Akai, получивший популярность у авторов музыки. Пришла новая эпоха в использовании реальных инструментов в электронной музыке. До этого были в основном аналоговые синтезаторы и вшитые в чипы формы волны.
Что касается использования цифровых инструментов в 80-е, яркими примерами работы с традиционными инструментами народов мира были проекты Enigma и Deep Forest, одни из первых массовых проявлений семплирования этнических инструментов.
Ф.Б.: Насколько мне известно, Вы находитесь в тесном контакте с музыкантами данного направления. Какие детали, по Вашему, заслуживают внимания? Расскажите про взгляд изнутри.
М.Ф.: Из общения с Эриком Мукé, одним из основателей группы Deep Forest, обладателем премии Грэмми в жанре World Music, мне известно, что он все еще использует сэмплеры Akai. Закидывает в него записанные в путешествиях тембры и активно использует в музыкальной фактуре.
И здесь имеет смысл упомянуть греческого композитора Vangelis, который активно использовал семплированные народные инструменты в создании саундтреков к большому кино в Голливуде.
Я, например, застал момент, когда впервые на госэкзамен в Московской консерватории была принята электроакусическая композиция Николая Попова.
Ф.Б.: В такой музыке большую разработку получает тембр, согласны ли Вы с этим?
М.Ф.: Основная задача электронной музыки заключается в том, чтобы расширилась тембральная палитра звука.
Вспомним, что делала АСМ с синтезатором АНС: работала над новыми тембрами и слушательским опытом. Но так как АНС один, партитура — это, фактически, рисунок, и передать в пространстве и времени результат для ревоспроизведения невозможно, широкого распространения этот метод не получил.
Процесс формирования звука похож на лепку из глины или последовательное выстраивание механизма из шестеренок и пружинок.
Это расширение связано с синтезом. Берем потенциал, отдаем 1.7 вольт на генератор, он преобразует его в слышимую волну, мы получаем простую форму волны. Синусоиду, пилообразную, треугольную, белый шум, либо результат их смешения. Фактически слышим гул, ничего музыкального. То, что происходит дальше, и является электроникой. Работа электронных музыкантов заключается в том, чтобы из этой простой «дзз» сделать выразительный звук, включая физические процессы в цепь формирования звука, модуляции громкости, звуковысотности, да и вообще любого параметра звука. Модуляции похожи на кружение планет по орбитам, и этих планет, воздействующих на звук, может быть очень много. Можно добавить момент случайности, отдельный модуль, отдельный комплексный процесс. Таким образом, электронная музыка представляет собой последовательное формирование физических процессов: при изменении того или иного параметра появляется последовательность во времени, которую мы воспринимаем.
В шкафах-модулярах эти процессы заводятся друг на друга. Генератор посылаешь на генератор, добавляешь пару модуляций, огибающих, и получается нестатичный звук, продолжающийся бесконечно, пока у него есть электричество. На подачу электричества тоже можно назначить модуляцию, чтобы она включала и выключала подачу. Это может быть бесконечная цепь.
Такие тембральные палитры удобны при работе в студии или в импровизационном исполнении. Max MSP позволяет все эти процессы производить, но в живой практике очень много случайностей. В электронике — масса рандомных параметров.
Чтобы это стало академической музыкой, удобнее пользоваться тэйпом и на сформированную последовательностью сигналов уже писать партитуру.
Ф.Б.: Вы хорошо знакомы с историей и практикой электронной музыки в Татарстане и Башкортостане. Если отталкиваться от этой музыки, можно ли выделить свои этапы? В Казани, к примеру, знаю, что в 1989 году Масгуда Шамсутдинова с Сигле создавали оперу «Махди» к 1100-летию со дня принятия мусульманства Волжской Булгарией.
М.Ф.: Сейчас мы только-только начинаем прослеживать эти этапы. В 90-е в Башкирии писали в основном рок. В 1996 году был небольшой прорыв: башкирскую группу «Караван-сарай» крутили в Германии и в других странах. Я переделывал такой трек, но это была просто рок-попса. Изначально композиторы-песенники писали на ПСР и рабочих станциях. Я недавно забирал гимн профсоюзов для переработки у композитора, который предоставил мне материал 1996 года на дискете в 3.5 дюймов. У него там все запрограммировано, неплохой материал, есть все. Я разобрал этот материал по партиям, переработал и свел в один музыкальный трек. Однако академическую музыку на таких вещах не напишешь, только песню.
Насколько я знаю, в музыке композиторов Уфимского института искусств все крутилось вокруг академической школы. Интересно, конечно, поизучать этот момент. А вот татарские вещи я слышал, да. Ильяс Гафаров демонстрировал мне что-то из академической экспериментальной музыки, возможно, из 90-х. В Казани даже музей есть НИИ «Прометей», связанный с электронной музыкой.
Ф.Б.: Татарский музыкант и продюсер Ильяс Гафаров в одном из интервью больше в связи с популярной музыкой говорил, что 2000-е годы — это «сытые годы», когда качественная популярная музыка с использованием сложной электроники потеряла свою аудиторию, которая вернулась к прослушиванию советских хитов.
М.Ф.: Свою работу с электроникой я начал в 2000-е годы, в Уфе, изучая синтез звука и, конечно, экспериментируя с башкирским кураем. Тогда вообще понятие «синтезатор» означало «самоиграйку» для ресторанных исполнителей шлягеров. И даже до сих пор многие думают, что синтезатор — это электронное пианино. Однако это два совершенно разных прибора, о которых мы говорили выше. Правильного понимания электронной музыки в регионе абсолютно не было. Это воспринималось как шум, бессмыслица. Ведь ни потанцевать, ни погрустить под это нельзя. Абстрактное мышление все еще редкость в наших краях. Сегодня кто-то понимает суть электронной музыки, ценит ее, тем более в контексте народной, а кто-то воспринимает в штыки.
В 2012 году, будучи студентом второго курса, я сделал концерт новейшей музыки в Уфе — в день окончания календаря майя. Тогда некоторые боялись апокалипсиса, я же открыл новую главу в умах студентов и преподавателей института искусств. На концерте присутствовал Игорь Кефалиди, Николай Попов. Музыковеды и теоретики были в большом изумлении. Исполненный материал был непонятен, неизучен, но весьма занимателен. Завкафедрой Лейла Загировна Исмагилова сказала мне: «это все хорошо, но нормальную музыку тоже надо писать». Что для нее нормально, мне не известно. Вместе с этим концерт оказал и положительное воздействие. На протяжении нескольких вечеров функционировал ансамбль современной музыки, композиторы стали активнее выходить за пределы тональной музыки.
В Башкирии, в Татарстане электронные тембры используются на чисто прикладном уровне для выполнения конкретных задач театра или кино. Поэтому есть люди, которые пишут хотя бы сценическую музыку с использованием электроники. Представим, что по случаю открытия какого-нибудь чемпионата или крупного события руководство предлагает показать национальный колорит в «современном звучании». Задача спускается до композитора. В Казани и в Уфе есть те, кто может сделать хорошее электронное звучание оркестра и какую-то современную адекватную эпическую композицию, хотя бы сравнимую с кино, прикладными жанрами. Мне кажется, прикладное использование электронных устройств — это предшествующий этап, из которого в дальнейшем после разных исследований выйдет новейшая электроакустическая музыка. Любая живая душа, любой живой ум все равно требует дальнейшего познания. К примеру, в Казани в настоящий момент проходит композиторская лаборатория Synesthesia, среди кураторов которой — как раз Николай Попов и Александр Хубеев. В Уфе такого не происходит и не планируется. Если и будет, то через призму старой школы, которая заканчивается на творчестве Шнитке и Губайдуллиной.
Ф.Б.: Думаю, курирует Рома Пархоменко. Как раз в прошлом году проходило такое же мероприятие.
М.Ф.: Да, проект связан с Центром современной музыки С. Губайдуллиной.
Ф.Б.: Мне кажется, при работе с традиционной музыкой обычно складываются следующие принципы. Технические средства создаются по опыту передовых сочинений европейской музыки, а материалом часто служит региональная традиционная музыка. И получается, что опыт региональных композиторов-предшественников не столь важен, так как совершался в другом контексте. В Уфе был такой пример. Насколько мне известно, Сальманов сделал пьесу, в которой на сцене включали записи башкирской музыки на магнитофоне, и затем исполнитель играл народную музыку. Получился такой своеобразный перформанс.
М.Ф.: Практика показывает, что зачастую музыкальные принципы начинают работать по времени дальше своих исторических и региональных рамок. Мы сейчас и затронули эту региональную проблему. Обозначили, что технология, техника новейшей музыки живет в Европе: в IRCAM и Лондонской консерватории. Оттуда она была перенята и прижилась здесь благодаря контактам АСМа с французскими композиторами. В Москве она закрепилась, а в Петербурге долго главенствовали приверженцы абсолютно классической музыки, хотя сейчас тоже активно развивается новейшая музыка.
В регионах, кроме МОЛОТа, никто подобную работу не проводил: ни просветительскую, ни концертную — никакую. Там музыкальная литература заканчивается где? Я не знаю, проходят ли они вообще Шнитке и Губайдулину, и есть ли специалисты, которые могут внятно что-то рассказать о новейшей музыке.
При создании проекта «2012–2012» в том же году я нашел музыкантов, готовых поэкспериментировать. Однако исполнитель на флейте не мог справиться с элементарным фруллато. При встрече с его преподавателем я спросил, почему же у исполнителей такие проблемы, когда еще несколько лет назад IRCAM выпустил книгу с таблицей мультифоников для флейты, кларнета, гобоя? Он ответил, что в образовательных учреждениях программа академическая. В общем, окончив учебное заведение, человек не знает, что такое фруллато.
Все зависит от техник, которые доступны исполнителю. Это же тоже расширение тембра: сыграли, к примеру, мелодию «Карабай» с несколькими звуками фрулато, и она уже стала более современная.
Если говорить о Max MSP, то в Уфе я вообще не знаю людей, которые слышали о нем. Да, единицам известно, как работает плагин Max MSP в Ableton Live и как при помощи него можно выстроить свою цепочку процессов, но даже из этого малого числа им пользуются далеко не все. В институте (УГИИ — примечание автора) на музыкальной информатике проходят MuseScore или Sibelius (программы по редактированию нот) по чисто практическим причинам — чтобы композитор мог набрать нотный материал. Однако это не имеет никакого отношения к электроакустике
Ф.Б.: Азамат Хасаншин также критикует электроакустическую композицию традиционной музыки. Говорит, что для того, чтобы собрать слушателей и иметь финансовую базу, ей приходится понижать планку до популярной музыки. Верно ли это?
М.Ф.: Я не раз предлагал открыть студию и классы в Уфе. Но если ты не делаешь проект за свои деньги, то он никому не нужен. Мне кажется, это больше связано с тем, что отрыв от центра развития новейшей академической музыки слишком велик. Вот, например, я знаю, что в Якутии есть свои современные композиторы, знаю, что там даже есть отделение Союза композиторов «МолОт». Но ничего яркого из их творчества мне неизвестно.
Если исходить из моей практики, знаю, что даже об оркестровых библиотеках программного семплера Kontakt на кафедре композиции в Уфе имеют представление единицы, пользуются ими еще меньше людей, а совсем малое число музыкантов пользуются с результатом. Из последних выпускников я знаю только одну девушку. Все остальные, по мне, находятся в чисто академическом стиле письма. Она вынуждена самостоятельно все это изучать дополнительно для расширения своей тембральной палитры. Это ей необходимо при выполнении заказов из театра, кино, для музыки к перфомансам и так далее. Я в этом помогаю, подсказываю. Композитору надо только задать направление, а дальше он сам все раскопает.
Ф.Б.: Вероятно, у Николая Попова двоякое отношение к сфере электроакустических композиций с использованием традиционного инструментария. С одной стороны, включение малейшего опознаваемого раздела с народными инструментами уже может котироваться им в качестве плагиата тембра. С другой стороны, он не скрывает своего интереса к этой музыке. Как-то мы разговаривали с ним как раз о включении тембра курая и фрагмента чтения нараспев Корана в композицию.
М.Ф.: Я могу сказать больше. В пьесе kraMP он использует много курая, как и в ряде других композиций. Мне кажется, даже сентиментальное соло флейты не может быть плагиатом тембра. У традиционной музыки есть еще очень важная особенность. Простые мелодии, «примитивные» инструменты очень четко характеризуют местное самосознание. Это «трансвременное» измерение, попадая в которое, больше узнаешь о культуре, о народе, о регионе и еще о чем-то. Не так давно я был в Африке. Очень субъективное ощущение: если на простой свистульке не будет исполнено несколько простых звуков, ты не почувствуешь эту историю. Поэтому переложения для оркестров не передают этой «фольклорности» фольклора. Я начал учиться играть на курае, когда понял, что изобразив что-нибудь на нем, проще всего рассказать о том, откуда я. И это на самом деле работает.
Ф.Б.: Какими традиционными инструментами Вы владеете?
М.Ф.: Сейчас в основном играю на курае, думбыре, варганах. Я знаком с несколькими мастерами и делаю у них под заказ разные инструменты. Скажем, у меня есть продольный курай.
Ф.Б.: Удобнее играть?
М.Ф.: Да, это для удобства флейтистов. Основополагающее у тембра курая — это конусность, и она здесь сохранена. Без этого он прозвучит как флейта или восточный, арабский ней.
Ф.Б.: В старинных ансамблях традиционных инструментов у каждого участника есть своя функция. Думбыра, вероятно, будет подчеркивать ритмический параметр, курай — вести мелодическую линию. Сохраняется ли такая функция инструментов в современной практике?
М.Ф.: С одной стороны, мы должны сохранить что-то в таком естественном ансамбле. Вот, к примеру, этно-группа «Алпар» в Татарстане. Наверное, Алмаз Асхадуллин — это первый человек, который в данном регионе начал представлять что-то более глубокое, чем поп-музыка, в рамках небольшого ансамбля. Одно дело оркестр, академическая школа, институт, а здесь независимый человек вместо бизнеса отправился искать татарскую музыку вглубь веков. Однако в силу своего характера он уж слишком ушел по восточной линии, где сложные ритмы и множество мелизматики. Есть же еще тюркская линия. Как бы в Татарстане они и сошлись.
Асхадуллин как раз-таки пытается интерпретировать мелодии, которые дошли до нас в одноголосном виде, разложив их на ансамбль.
С другой стороны, когда есть оркестр или ансамбль, эти функции не обязательно все время соблюдать. Ленар Давлетбаев во главе НОНИ (Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан — примечание автора) регулярно ставил задачи, чтобы удивить, потрясти слушателя. Все специально сделано наоборот, чтобы это было не традиционно и не ансамблево. Кстати, недавно дирижер, шикарный оркестровщик Ринат Камалов написал произведение для НОНИ, переработав песню «Кара Юрга» с использованием нетрадиционных исполнительских приемов на традиционных инструментах.
После сохранения, реконструкции следует новый этап — развитие, разработка, актуализация народной музыки. Народная музыка — это отражение жизненных процессов в песне, мелодиях. И нужно что-то придумывать не для шоу-бизнеса, а простое, передающее этот код. Я, например, много работаю с бессмертной мелодией «Карабай», которая существует очень давно. В электронных тембрах она проходит новый этап.
Когда я встречаюсь с фольклористами, с русскими особенно, часто говорю, напишите песни о сегодняшнем дне, но основываясь на традициях. Когда ты полностью познаешь традицию, ты уже можешь сочинять, создавать. У людей, которые работают с фольклором, эта крышечка, как правило, захлопнута. Как зафиксировали в нотах, в записях — все, больше вообще никак. В августе прошлого года я участвовал в работе большого проекта «Звук Евразии», где мы встречались с разными носителями традиции. Инна Желанная, занимающаяся альтернативным русским фолком, как-то спросила, кто менял в песнях слова, дописывал куплет или припев, что-то сокращал? Фольклористы ответили: «никогда», а Инна: «а я и дописываю тексты, и меняю их, и дописываю музыку».
Для меня, как и для нее, это не фундаментальные вещи, которые я беру и дрожащими руками как-то интерпретирую, чтобы ничего лишнего не случилось. Я руководствуюсь своим личным опытом, переживанием на тему и делюсь со слушателями.
Ф.Б.: Мы говорили про разные ансамблевые подходы и инструменты, применяемые на практике. Как вы думаете, есть ли грань между башкирским инструментарием и татарским?
М.Ф.: В моем творчестве нет. Я бы на месте НОНИ взял вместо флейты татарский курай. В среднем регистре играет башкирский курай, а для более высокого они используют флейту. Ансамблевость подразумевает нахождение тембров в своей тесситуре. Этот высокий тембр очень естественен для танцевальной музыки. На татарском курае можно с легкостью играть эти плясовые коротенькие напевы. На башкирском курае они приобретают некую эпичность и широту. Думаю, башкиры где-то потеряли высокую флейту. Война о том, чей курай, бессмысленна. Мои исследования в этой области привели меня к первому упоминанию о курае на Алтае. У них есть музыкальный инструмент шоор, даже есть курайская степь! Так получилось, что именно в Башкирии сохранили мастерство, виртуозность, очень высокий уровень. Могут сыграть даже «Турецкий марш» Моцарта, и звучит он в точности как на флейте. Азат Бикчурин с оркестром играет программу академической музыки из сложных, быстрых, хроматических произведений.
Ф.Б.: Насколько органичен оркестр башкирских традиционных инструментов? Есть ли какие-то особенности, которые Вам хотелось бы в нем изменить?
М.Ф.: Меди нет как таковой. Медные духовые в тюркской музыке где-то были, к примеру, в виде длинных труб. Сейчас их функцию выполняет курай. Очень мягонько заполняет этот регистр.
У башкир и у татар утеряна также перкуссионная составляющая, особенно ансамблевая. Тембры инструментов, похожих на дарбуки (кубкообразный барабан, распространенный преимущественно в музыке Ближнего Востока — примечание автора), — это тоже не поволжская история. Нужно додумать, чтобы был хотя бы ансамбль барабанов: большого, среднего, малого.
Ф.Б.: Вообще, весь тембровый регистр вот так бы собрать. В каких из Ваших сочинений больше проявились Ваши наработки в использовании традиционных татарских и башкирских инструментов?
М.Ф.: У меня есть ряд сочинений для традиционного ансамбля с использованием кубыза, курая; для НОНИ написано уже больше 20 произведений, каждое из которых основывается на переработанной башкирской народной мелодии. При написании музыки для НОНИ, я больше ориентировался на слушателя, редко экспериментировал. Есть намерение и запрос двигаться в сторону более сложных композиций. Как раз не так давно в Башкирии создали оркестр кураистов, ищут для него новый репертуар, для него я хочу создать экспериментальное сочинение. У меня есть произведение «Бурзянская пчела», где используются современные расширенные техники игры на баяне и курае. Несмотря на то, что курай достаточно консервативный инструмент, я уже обнаружил на нем мультифоники, jet-whistle, всевозможные дувы-передувы, нестандартное применение голоса и т.д. Курай — это большое поле для новых экспериментов и применения новейших техник, инструкционных инструментов.
Ф.Б.: Знаю, что среди Ваших наработок есть техника фрактальной композиции. Расскажите о ней.
М.Ф.: Я обнаружил такой принцип. Мы берем, скажем, мелодию из четырех или восьми тактов (я взял «Ете ҡыҙ», «Семь девушек»), делим ее на четверти и укладываем не в горизонталь, а в вертикаль. Композиции строятся только на материале исходного напева. Здесь я взял традиционную мелодию (хотя можно использовать и любую другую). Мне хотелось бы зафиксировать этот принцип, чтобы он был где-то упомянут, а затем развивать его дальше. Я планирую пообщаться об этой концепции с Колей (Николаем Поповым — примечание автора). Недавно я разговаривал с профессором Лондонской консерватории, однако решил не упоминать об этом принципе, так как это нигде не зафиксировано: вдруг профессор где-то опубликует это. Наверное, данный принцип близок по своей концепции к построению квадрата в додекафонии, где есть некая формула и на ее основе происходит работа композитора.
Я периодически применяю эту фрактальную технику. При ее использовании сохраняется дух этой самой мелодии, ее орнаментика. Я называю ее фрактальной, так как фракталы подобны орнаментам на коврах и сравнимы с зацикленными музыкальными фразами. Когда работаю с русской мелодикой, остается «русскость», когда с башкирской — «башкирскость». В случае с басовой линией в «Семи девушках» я просто растянул мелодию, получилось 4 на 64 такта. Идея в том, что запускаются процессы разной величины и протяженности. Конечно, не всегда именно 4, так как продолжительность каких-то фраз равна четверти, где-то восьмые, шестнадцатые. Пока я делал это в прикладном виде, но думаю написать по этому принципу квартетик.
Ф.Б.: С использованием электроники?
М.Ф.: Не обязательно. В электронике это делается моментально.
Ф.Б.: Постепенно накапливаются слои и каждый из них сделан на основном материале?
М.Ф.: Этот метод содержит минимализм, а минимализм — это крайний принцип, который вышел в массы.
Ф.Б.: В связи с электронной и традиционной музыкой весьма остро ощущается вопрос нотации. Вы уже рассказывали, что не согласны с подходом, когда исполнитель строго следует фольклорному тексту. Как необходимо фиксировать традиционную и электроакустическую музыку?
М.Ф.: Моя практика подсказывает, что благодаря правильной нотации, музыку намного проще перенести на новые составы инструментов. Ноты — это универсальный язык. Спустя годы они могут сохраниться лучше, нежели что-то другое. Я считаю, что аудио и видеофиксация — это все очень хорошо, но нужны ноты. Чем проще написаны ноты, тем чаще исполняют произведение; сложная запись доступна для чтения не многим исполнителям, особенно в местах, далеких от центров современной музыки. Тейпы, которые были записаны в 70–80-х годах, уже потеряли свою актуальность. Мне доводилось делать новый для произведения New York Counterpoint Стива Райха. Единственный тейп был сделан автором еще в 1985 году. И только спустя почти 40 лет мы сделали очередной в Москве. Сочинение исполнялось Евгением Бархатовым, солистом Студии новой музыки.
Я уверен, та же участь ждет и все остальные цифровые файлы, поэтому как минимум для электроакустических произведений имеет смысл сохранять все элементы, которые есть. Если они будут сохранены в виде проектов, которые можно открыть в программе, то через какое-то время мы сможем их переделать с использованием новых способов пространственного звука. Уже сейчас у нас есть канальные категории 5.1, 7.1, 14.2 и так далее. Однако и эти форматы уже устаревают. Нам сложно представить, какие варианты получения аудиовизуального экспириенса будут в этом мире через 20 лет. Поэтому нотация нужна, а все элементы электроакустической композиции должны быть разобраны и сохранены, чтобы в дальнейшем их можно было пересобрать в новом техническом варианте.